EN

Внедрение системы мониторинга и управления прямыми и косвенными затратами в банках ВТБ и ВТБ24

ВТБ
ВТБ

Финансовая отрасль  / Информационные системы


В 2008 г. финансовый департамент ВТБ24 разработал и утвердил первую методику аллокации — объективной оценки эффективности бизнес-подразделений. Собственными силами методика была реализована на базе Microsoft Excel и Access.

В 2010 г. она изменилась, расчетная часть была перенесена в систему Oracle, что существенно облегчило процесс. В новой модели аллокации было заложено 16 этапов каскадного распределения, на каждом из которых суммы обезличивались. Для того чтобы понять за счет чего и по какому алгоритму распределялись расходы, необходимо было воссоздавать всю сквозную цепочку распределения. Такой подход тормозил развитие системы, не давая представления о себестоимости рассматриваемых процессов и продуктов.

Поэтому в конце 2010 г. банк принял решение о переводе аллокации на промышленную платформу. Такой подход  должен был выделить себестоимость бизнес-процессов и получить показатели, необходимые для анализа и принятия решений.

Цели и задачи

Целями внедрения промышленной системы расчета аллокации расходов были прозрачный и детальный анализ и оценка полной себестоимости и прибыльности продуктов и процессов, уточнение расчета текущего LTV (ценность жизненного цикла) клиентов, возможность использования информации о распределенных расходах при принятии решений о развитии и/или изменении характеристик продуктов, обеспечивающих и обслуживающих процессов.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей, специалистам «Энвижн Груп», совместно с проектной командой ВТБ, необходимо было разработать унифицированную организационно-функциональную структуру, модель аллокации (последовательность расчетов, методику формирования расчетных показателей, справочников, драйверов аллокации и т. п.) и соответствующую нормативную документацию, развернуть программное обеспечение.

Клиент о проекте

«Система полностью соответствует разработанной методике аллокации, алгоритм расчета стал гораздо прозрачнее. Сотрудники успешно освоили функционал и возможности решения, его использование будет полезно всем подразделениям. Отдельно стоит отметить представление данных в кубах – это очень удобно и наглядно».

Дмитрий Пьянов, старший вице-президент, директор департамента финансов ВТБ

Решение

Первым этапом специалисты Ernst&Young произвели анализ лучших практик и организацию референс-контактов, а также дали рекомендации по совершенствованию методики аллокации и основным направлениям дальнейшего развития.

Вторым этапом проекта стало внедрение автоматизированной системы SAS Activity Based Management (ABM) в филиальной сети Банка ВТБ, в головном офисе и дочерних компаниях. Кроме того, тренинг-центр SAS обучил сотрудников банка работе в системе. Внедрение и отладка системы в рамках пилотного проекта в ВТБ24 заняли около трех месяцев, во всей группе ВТБ – 9 месяцев.

Результат

Решение охватило головной офис, 55 филиалов, 15 дополнительных офисов в Москве и 10 дочерних компаний банка. Благодаря внедрению SAS ABM удалось реализовать усовершенствованную модель аллокации и генерировать требуемую отчетность. Бизнес-подразделения получили возможность изучать информацию как в виде отчетов и схем, так и в разрезе OLAP-кубов, которые формируются по результатам расчета.

Полученные данные напрямую используются при оценке финансовой эффективности продуктов и инициатив бизнеса. Любое предложение, которое касается экономической эффективности, принимается к рассмотрению обязательно с учетом аллоцированных расходов.

Качественным результатом проекта стало создание прозрачной среды расчета и анализа расходов, распределенных через процессы на точки продаж и продукты. Это позволяет оптимизировать все аспекты деятельности и оценивать результат в конкретном денежном выражении.